Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Вторник, 28.01.2020, 17:19
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ-СОШ р.п. Пушкино  Советского района Саратовской области

Включить версию для слабовидящих
Меню сайта
Категории раздела
Духовность и современность [1287]
воспитание подростков
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Советы психолога

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

Что должен знать ребенок до школы!

Часто мы думаем, что к школе ребенок должен знать азы грамоты и письма. Однако существуют навыки, которые, по мнению психологов, важно тренировать у дошкольника в первую очередь.

Играть по правилам

Игра – основа обучения, мы играем всю жизнь. От того, насколько «качественно» ребенок умеет играть, зависит то, насколько легко он будет принимать на себя новые социальные роли по мере взросления. Кроме того, в игре развиваются все стороны личности. Играть – значит действовать в условной, созданной тобой и твоими партнерами по игре, реальности, соблюдать правила, держать роль, творить и развивать сюжет, общаться, действовать согласно плану и замыслу.

Это живое сотворчество, которое возможно только при условии согласованных действий всех участников процесса, их коммуникативной компетентности и определённой эмоциональной зрелости. Отдельным пунктом следует упомянуть спортивные и настольные игры – развивающие и развлекательные, которые задают довольно жесткие правила и ритуалы, что требует от ребенка принимать условия, следовать им, уметь переживать проигрыш. Невозможно переиграть до школы, а вот не доиграть вполне.

Ездить на велосипеде

В основе любой высшей психической функции – будь то речь или письмо – лежит движение. Собственно, с движения начинается развитие малыша в самом раннем периоде детства. Движение – та почва, от богатства и полноты которой зависит рост древа познания. В этой связи я хочу привести высказывание философа Жан-Жака Руссо: «Если вы хотите воспитать ум вашего ученика, воспитывайте силы, которыми он должен управлять. Постоянно упражняйте его тело; делайте его здоровым и сильным; пусть он работает, действует, бегает, кричит; пусть всегда находится в движении; пусть будет он человеком по силе, и вскоре он станет им по разуму... Если мы хотим извратить этот порядок, то произведем скороспелые плоды, в которых не будет ни зрелости, ни вкуса и которые не замедлят испортиться: у нас будут юные ученые и старые дети». Сегодня первоклассник, не умеющий ловить мяч и делать колесо, уже не редкость. Интересно, что не только в 18 веке, но и сегодня «продвинутые» родители поддаются соблазну перехитрить законы развития.

Знать день своего рождения

Нет, это совершенно не о том, чтобы перед собеседованием в школу повторить на скорую руку с ребенком дни недели, времена года и день его рождения. Это именно о настоящей, честной ориентации во времени и пространстве, которая создает те самые координаты, на которые затем нанизываются не только навыки самоорганизации, но и изучение той же математики.

Заваривать чай в чайнике и делать бутерброды

Сюда же отнесем любые простые алгоритмы – готовить что-то по простой инструкции. Выполнять какие-то несложные программы действий: выбрать и купить хлеб в магазине, убрать комнату, покормить кота и убрать за ним и т. п. Когда ребенок действует по плану, то есть учится держать в голове сложные многоступенчатые инструкции, он развивает свою произвольную регуляцию, навыки программирования своих действий, а это ключевые компетенции в обучении. Кстати, уметь составлять собственные инструкции для членов семьи – это уже высший пилотаж!

Шнуровать ботинки

Вспомним мелкую моторику, без нее никуда. Пока ребенка не слушаются руки, его не слушается речь, а развивать моторику лучше до школы.

Задавать вопросы

Вопросы дети задают чуть ли не с рождения, вот только взрослые не всегда имеют желание отвечать на них или учить ребенка рассуждать и самому находить нужную информацию. Любую проблему можно сформулировать в виде правильного вопроса. Если вопрос задан, на него можно найти ответ. Уметь видеть в любом препятствии задачу, которую можно решить – крайне важный для обучения навык.

Договариваться со сверстниками

Еще один кивок в сторону эмоционального интеллекта. Обучение – это не только про русский и математику, мы учимся взаимодействовать с другими, находить компромиссы, решать конфликтные ситуации, сотрудничать – именно эти качества в нынешнем мире ценятся гораздо выше, нежели вечное сияние чистого разума.

Принимать помощь

Истинное обучение всегда творится в зоне ближайшего развития (зона тех умений, где ребенок уже может что-то делать, но с помощью взрослого). Не нужно ждать, пока ребенок полностью сам, без вашего участия научится чему-то. Сам процесс созревания того или иного умения происходит во взаимодействии с мамой (или папой), когда мы пробуем делать то, что пока не получается. Это мы, взрослые, и сама среда – то пространство, в котором проявляются лучшие качества и способности наших детей. Что это значит? Задача, которую ребенок решает сегодня, должна быть всегда вызовом для него: сначала таким, чтобы от нас требовалась помощь – направить внимание, очертить границы, придать направление; потом – просто посидеть рядом, подсказать, скорректировать. Далее ребенок постепенно начинает выполнять задачу сам. В этот момент мы можем отходить. Итак, для родителя важно быть рядом там, где ребенок ПОКА не может, и отойти там, где ребенок УЖЕ может. Тот самый баланс свободы и безопасности, только в обучении. Для ребенка должно быть естественным – приходить к взрослому за помощью, а главное – получать ее в том объеме, в котором это необходимо.

Самое трудное, пожалуй – это взрастить в ребенке уверенность в том, что нет ничего невозможного, если ты готов приложить силы и уделить этому время. Создание таких "историй успеха" в жизненном опыте ребенка зависит в большей степени от нас. Заметьте, здесь нет почти ничего про обучение письму и чтению. Почему? Для меня все это может служить отличным средством, но не самоцелью. Да, если ребенок познает мир символов, тянется к книге, спрашивает, как написать то или иное слово – используйте его живой интерес для создания удивительного опыта совместных открытий, близости, поддержки, работы с трудностями. Поверьте, для того, чтобы научить ребенка всему, что описано выше, вы все равно будете творить ту или иную среду – питательную и развивающую, отталкиваясь от задач возраста и склонностей дошкольника. И будет это музыка или живопись, театр или спорт, или то же самое чтение – по сути, не так важно.

 

Предупреждение беременности несовершеннолетних, рекомендации для родителей (законных представителей) по половому воспитанию 

 "В семье, где находят повод посмеяться и живут ощущением радости жизни, душа ребёнка расцветает."

 «Ребенок понимает отношение к нему родителей и учителей по тому, как они разговаривают с ним. Слова взрослых влияют на самооценку ребенка и его чувство собственного достоинства. Речь взрослых в значительной степени определяет судьбу ребенка.»

                                                                                                            Хаим Гинотт

Недостатки наказания: альтернативы, которые ведут к  самодисциплине.

«Наказание не устраняет недопустимое поведение, просто ребенок становиться более осторожным в своем «преступлении». Он лучше заметает следы, его становиться труднее застигнуть на месте. Когда ребенка наказывают, он решает быть более осторожным, а не более честным и ответственным».

                                                                         Доктор псих. наук  Хаим Гинотт.

«Телесные наказания учат детей тому, что проблемы можно решать с помощью насилия. Исследования показывают, что те, кто причиняет боль, учит этому тех, кому боль причиняют, и тех, кто становиться свидетелями этого процесса. Телесные наказания не учат детей внутреннему контролю, который является неотъемлемым элементом демократии.»

                                                                                                      Доктор псих. наук  Ирвин А.Хайман.

«Наказание может устранить недопустимое поведение, но оно не является к поведению желательному и не устраняет у ребенка желания вести себя неправильно».

                                                        Доктор псих. наук Альберт Бандура

 

Online-тест «Какие Вы родители?»

 http://www.soschildren.ru/tests/tests_parents/online-test-kakie-vyi-roditeli.html 

 http://proimena.ru/test02.html 

Тест "Какой вы воспитатель"

Готовимся к школе:

  1. Как подготовить ребёнка к школе (статья)
  2. Ребенок должен знать
  3. Особенности познавательной сферы первоклассников.
  4. Правила поведения в школе (в стихах).
  5. Памятка родителям будущего первоклассника.

Рекомендации педагогам:

  1. Преодоление школьной тревожности.
  2. «Как помочь ученику освоить УУД»
  3. Памятка «О психологическом климате на уроке»
  4. Адаптация. 5 класс.
  5. Адаптация. 5 класс. Особенности. Рекомендации.
  6. Рекомендации учителям - предметникам, работающим в 5-х классах
  7. Советы психолога педагогам
  8. Памятка классным руководителям
  9. Правила эффективного общения.
  10. Особенности познавательной сферы учащихся.

Родителям на заметку:

 

 

 

 

 

 

 

 

Форма входа
Календарь
Архив записей

МБОУ - СОШ
р.п. Пушкино © 2020
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz